Туристы Кондон 6 августа 2016 (1).jpgОрганизация детского образовательного туризма

Кондонская средняя школа Солнечного муниципального района с 2016 года занимается разработкой и реализацией проектов, направленных на организацию и реализацию проектов, связанных с аборигенным этнотуризмом.
С 2016 года школа в статусе муниципальной районной площадки работает над разработкой и реализацией авторской программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности, связанной с аборигенным экотуризмом». На занятиях учащиеся знакомились с историей своего села и района, легендами, связанными с определёнными местами, с традиционным образом жизни нанайцев, их обычаями и обрядами.
На практических занятиях дети занимались изготовлением бумажной куклы «Акоан» и куклами из соленого теста, проводились занятия по рисованию нанайского орнамента, осваивали азы зимней рыбалки, изготавливали национальные игрушки, пробовали самостоятельно составлять туристические буклеты.
С 2017-2018 учебного года учащиеся, осваивающие данную программу, активно участвуют в проведении детских этнотуров.
С февраля 2018 года школа является краевым инновационным комплексом в блоке «Разработка и внедрение регионального содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования». Тема нашего проекта - Школа как ресурсный центр этнокультурного компонента образования в условиях организации детского образовательного туризма.
Реализуемый проект предполагает локальное исполнение: территориально – маршруты проводятся в пределах национального поселения, по времени - занимают несколько часов, без проживания.
Доставка групп школьников организуется посредством школьных автобусных и автомобильных перевозок, либо доставкой родителями. Образовательные маршруты разрабатываются с учетом ресурсной базы школы и партнеров, возрастных особенностей прибывающих групп школьников, их запросов, и обязательно нацелены на повышение качества регионального образования.
Региональное содержание образования обеспечивается наличием в образовательных маршрутах следующих компонентов: дальневосточная литература (устное народное творчество нанайцев, нанайская литература), история Дальнего Востока (история аборигенных народов Севера), география Дальнего Востока (среда проживания коренных малочисленных народов Севера, экологическое мышление, запреты, почитание природы, национальная кухня, традиционная медицина), региональный компонент предметов «Музыка» (песни народов Приамурья), « Изо» (нанайские сказки в изображениях и картинах, художественное творчество коренных народов), «Технология» (прикладное творчество и традиционные промыслы нанайцев), «Физическая культура» (национальные виды спорта), «МХК» (искусство народов Приамурья, хореография).
В 207-2018 учебном году в школе села Кондон побывали группы школьников из 6 поселений Солнечного района, всего 122 ученика и 9 сопровождающих педагогов и родителей.
При организации образовательных маршрутов было важно проанализировать уровень знаний прибывающих школьников о культуре и быте аборигенных народов региона, нанайцев в частности. Для этого было проведено анкетирование детей вперед началом маршрутов и после него.
Данные показали следующее: Школьники, живущие рядом с национальным селом Кондон, плохо знают нашу культуру:
Например, на вопрос «Какие коренные малочисленные народы проживают на территории Хабаровского края?», учащиеся одного из поселков до маршрута назвали только две национальности, а после маршрута смогли назвать уже 8. Дети, не знавшие ни одного вида национального спорта, узнали во время образовательного путешествия 7 видов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития, то есть научить учиться.
Исходя из необходимости обеспечить данный подход к организации образовательных маршрутов, были исключены такие формы, как экскурсии – формы прямого обучения, где роль учащихся в основном пассивна. Для реализации проекта были привлечены более активные формы, одной из которых является квест.
В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Важнейшая особенность квеста – невозможность двигаться дальше, не выполнив текущую задачу. Всю игру участникам необходимо искать подсказки, а затем решать – как и где их использовать.
Образовательный квест, как организованный вид исследовательской деятельности, обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом.
Рассмотрим преимущества квестовой формы при организации образовательных туристических маршрутов в места компактного проживания коренных народов:
1.Ресурсы для проведения квеста как нельзя лучше способствуют погружению в необходимую среду: мир аборигенных народов. Для квеста характерно наличие соответствующих сюжету материальных элементов игры, декораций, атрибутов и других элементов приключения, путешествия. Сетевое взаимодействие и общее программно-методическое пространство с организациями и лицами-партнерами позволяет создать реалистичное и эффектное игровое пространство квеста. Совместные интеллектуально-творческие и людские ресурсы позволяют воссоздавать этническую среду с элементами традиционных обрядов, народной хореографии, народных игрищ и др.
2. Игровая форма квеста вносит элемент свободы и творчества. В игре необходимо обязательно придумать приключенческий сюжет, должны быть атрибуты, например, старинная карта. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Как в любой игре, квесты предполагают награды победителям, что мотивирует детей.
3. Квесты можно рассматривать не только как игры-путешествия, но и как этнокультурные игры, которые являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У детей формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре других народов, помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности.
Благодарим организации-партнеры за помощь в организации и проведении мероприятий в рамках аборигенного этнотуризма: национально-культурный центр села Кондон, национальный этнографический музей села Кондон, «Народный коллектив любительского художественного творчества» хореографический ансамбль «Кэку», детский сад «Березка».
Таким образом, общие усилия с использованием технологий образовательного туризма позволяют эффективно решать задачу регионализации образования, способствует самоидентификации учащихся («Моя родина - Хабаровский край!») и гармонизации межэтнических и межкультурных отношений внутри региона.